На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

СОСТОЯНИЕ ДУШИ....

178 подписчиков

Микалоюс Чурленис

 

 

Микалоюс Чурленис;живопись
Художник Микалоюс Чюрленис мистически притягателен и абсолютно уникален. Феномен его работ - в непостижимом видении пространства: он знал, где живут мечты, и когда улыбаются ангелы. Вселенная поделилась с ним своими тайнами, а он приоткрыл их суть нам.

Литовский художник и музыкант Микалоюс Константинас Чюрленис прожил всего 35 лет. За это время он создал более 200 музыкальных произведений и написал около 200 холстов, из которых ни один не был продан при его жизни. Кажется, Микалоюс Чюрленис с самого рождения был движим неведомой силой постичь загадку бытия. А для этого необходимо две вещи: досконально изучить мирскую жизнь и проникнуть в загадки мира потустороннего. И Чюрленису удалось виртуозно совместить две стороны одной медали под названием тайна жизни человеческой.

НЕОБЫКНОВЕННЫЙ ДЕНДИ

Эрудированный, общительный и образованный Чюрленис был участником самых ярких художественных событий конца XIX века. Примыкал к модным музыкальным и арт-течениям того времени, нередко и сам становился центром, вокруг которого группировались остальные. Чюрленис был объектом желаний женщин и некоторым из них отвечал взаимностью. Первое сильное чувство он испытал в 20 лет еще будучи студентом Варшавской консерватории. Младшая сестра лучшего друга Чюрлениса Константинаса Моравски – Мария - ответила согласием на предложение Микалоюса выйти за него замуж. Но грозный отказ отца невесты расстроил планы молодых. Далекий от искусства глава семейства Моравски не заметил у жениха никаких талантов, а обратил внимание на «его безумный взгляд». «Он чокнутый и плохо кончит», – примерно так объяснил он дочери свое решение. Если учесть, что через 15 лет после этого Чюрленис скончался в клинике для людей с умственными расстройствами, то с обывательской точки зрения отец Марии был абсолютно прав…

Совершенно не перечили дочери в решении выйти замуж за Микалоюса Чюрлениса родители Софии Кимантейт. 22-летняя девушка жила самостоятельно и делала карьеру журналистки, работая в журнале под названием «Надежда». Она представила Чюрлениса отцу и матери уже в качестве мужа: свадьбу Микалоюс и София сыграли тихую, сразу после которой отправились в Санкт-Петербург. Чюрлениса очень привлекала возможность выставлять свои работы в России. И именно из-за частых визитов в Москву и Петербург произошло «обрусение» имени художника: до сих пор во многих изданиях его имя-отчество представлено не как Микалоюс Константинас, а Николай Константинович.

Очень понравилась молодая жена сына и родителям Чюрлениса. С самого раннего детства Микалоюса связывали очень нежные отношения с отцом и матерью. Константинас и Адель Чюрленис, люди верующие и высокообразованные, смогли создать в семье атмосферу тепла и искренности: ни один из девяти детей не чувствовал себя обделенным. Кроме того всех Чюрленисов объединяла страсть к музыке, которой «заразил» домочадцев отец, органист церковного хора. Все девять детей Чюрленисов были музыкальны, но только Микалоюс обладал настоящим даром: ему было пять, когда он исполнил первую сонату собственного сочинения. Поощряемый отцом, в девятилетнем возрасте Микалоюс поступил в музыкальную школу, по окончании которой из родного литовского городка Друскининкай отправился в Варшаву для обучения в консерватории. Его композиторская карьера складывалась достаточно удачно. Чюрлениса неоднократно приглашали занять почетные и денежные посты на музыкальном поприще, но каждый раз он отвечал отказом... Он был буквально одержим созданием картин: за неполных шесть лет, в течение которых он писал картины, он создал более 200 работ и был представлен 47 раз на международных художественных выставках. Он спешил, временами не ел, не спал – только рисовал. По его же собственному признанию, он очень боялся не успеть…

ОБЫКНОВЕННЫЙ ПРОРОК

Картины Чюрлениса – это, прежде всего, проявление его дара ясновидения. Микалоюс начал писать в тот момент, когда «проникся к вечно лучезарным высотам духа», как он сам называл собственное состояние. Таких, как он, называют просвещенными: он слишком много видел, слишком много знал, его душа еще на Земле показала ему видения потустороннего. Впервые о своей «избранности» Чюрленис задумался еще в молодости и с головой окунулся в постижение древних религий и оккультных наук. Среди студентов консерватории были модны спиритические сеансы, активным участником которых был Микалоюс. Неизвестно, удалось ли молодым музыкантам наяву увидеть духов великих предков, но несомненно одно – чудеса вокруг Чюрлениса происходили постоянно. Чюрленис обладал даром целителя, даже при легком прикосновении Микалоюса у окружающих его людей проходили любые признаки хвори. Своей способностью «забирать боль» художник пользовался до последнего дня жизни. Он спасал жену от мигрени, улучшал состояние отца и матери, помогал друзьям. Вот только сам «лекарь» после таких врачеваний валился без сил. Видя, что исцеление других истощает Микалоюса, жена категорически запрещала ему подобную практику. Но Чюрленис объяснял, что он видит боль, пройти мимо которой просто не в состоянии. Дошло до того, что, почувствовав недомогание, София Чюрленис просто запиралась в комнате, не подпуская к себе мужа.

Именно София, тонкая и любящая, заметила у мужа признаки психического расстройства. Хотя со стороны никаких «странностей» в поведении Ми-калоюса не было. Наоборот, он всегда смотрел на жизнь с оптимизмом, а его художественные работы были полны света и радости: «Сказка», «Фантазия», «Рай», цикл картин «Зодиак» – вот лишь несколько названий его картин, говорящих сами за себя. «Я рисую и радуюсь, – описывал жене свои ощущения Чюрленис во время работы над картиной «Восход». – Если бы ты только знала, как это приятно видеть, знать, понимать, что вот-вот выглянет солнышко и пойдет своим вечным и день ото дня разным путем. У каждого свой путь. Мой – освящен миллионом солнечных лучиков. И карандаш в моей руке сам выводит линии, по которым построена жизнь»… И вдруг в 1910 году Чюрленис пишет полотно «Кладбище», где силуэты литовских крестов проглядывают в сумерках литовской ночи. «Жуткий сюжет», – отреагировала на работу София. «Нет, пророческий», – ответил художник.

Но больше всего насторожила Софию привычка мужа обводить пальцем круги на поверхности всех предметов - то быстро, то медленно. Он мог часами рисовать невидимые кольца, при этом взгляд его был совершенно отрешенным. Долгие уговоры показаться специалисту дали результат, и в очередной приезд в Санкт-Петербург Чюрленисы отправились к известному врачу, невропатологу и психиатру Владимиру Бехтереву. Профессор поставил Чюрленису диагноз «нервное истощение» и посоветовал поместить его в специальную клинику. Надо сказать, что лечебное заведение под названием Красный Двор в небольшом литовском городке Пустельник по своей сути больше напоминало санаторий, чем больницу. И Чюрленис быстро пошел на поправку. Он писал жене полные оптимизма письма, и она ему отвечала посланиями полными любви. Основную часть переписки Софии составляли милые подробности о том, как растет их дочка Дануте. «Вот нам уже и девять месяцев», – нежно говорила о возрасте малютки София. Микалоюс делился своими планами на будущее, хвастался необычайным творческим подъемом и все время просил жену скорее приехать к нему. Занятая заботами о дочери и организацией выставки работ Чюрлениса София едва успела...

V художественная выставка литовского искусства, на которой было представлено 28 работ Чюрлениса, открылась 2 апреля, и София немедленно отправилась к мужу. Радость встречи была недолгой. 11 апреля Микалоюса Чюрлениса не стало. Причиной смерти врачи назвали кровоизлияние в мозг. И лишь София была уверена, что он ушел, потому что все сказал. Всю свою жизнь София Чюрленис (а прожила она 73 года) посвятила тому, чтобы имя ее мужа не было забыто. «Да, Чюрленис скончался в психиатрической лечебнице, – сказала София на открытии персональной выставки картин Чюрлениса. – Но тем не менее он доказал, что большая часть того, что мы называем психиатрическим заболеванием, есть лишь более тонкая форма восприятия окружающего, и что именно такие эмоции станут нормальными в жизни человечества на следующей ступени его развития». Если не верите, просто вглядитесь в его работы…

Картина дня

наверх