Легендарное и совершенно фантастическое произведение искусства - Янтарная комната - яркий пример создания монолитного и цельного впечатления от по сути мозаичного набора. Уникальность янтаря как материала заключается в неповторимости его фактуры, полупрозрачности, игре света внутри застывшей миллионы лет назад смолы.
Янтарная комната была задумана при жизни короля Пруссии Фридриха I (1657–1713), возможно идея принадлежала его жене Софии Шарлотте. К рубежу XVII-XVIII столетий технологии обработки янтаря в Пруссии достигли практически совершенства для общего уровня техники того времени. Во многом этому способствовала традиция немецких князей делать дипломатические подарки из янтаря. Но ни Фридрих, ни София-Шарлотта так и не увидели Янтарный кабинет в законченном виде. Зато примерно в 1712 году несколько готовых панелей осмотрел Петр I, который сразу же выразил свою заинтересованность проектом. При встрече Петра I с Фридрихом-Вильгельмом I в ноябре 1716 года в связи с заключением союза между Россией и Пруссией прусский король преподнес российскому императору подарки, среди которых был и Янтарный кабинет.
Документально подтвержденной информации о том, распорядился ли император Петр установить янтарные панели где либо, не сохранилось. Лишь Елизавета Петровна, вскоре после вступления на престол, дала указание на размещение кабинета в Третьем Зимнем дворце. Собранная в 1746 году Янтарная комната стала служить для официальных приемов, хотя часть панно в ней была только расписана под янтарь и впоследствии ее не раз переносили с места на место.
В 1755 году Елизавета Петровна решила создать новую Янтарную комнату в Большом Царскосельском дворце. Старые панели были разобраны и вручную перенесены в Царское Село. Отведенный для Янтарной комнаты зал площадью 96 квадратных метров значительно превышал ее прежние размеры, поэтому фрагменты стен были затянуты холстом с росписью под янтарь, а часть стен заняли зеркала.
В 1763 году очередная дама на престоле - императрица Екатерина II - издала указ о замене расписных холстов и изготовлении янтарных панелей для нижнего яруса стен. Было изготовлен ряд щитов и деталей, на которые ушло 450 килограммов янтаря. К 1770 году Янтарная комната приобрела свой окончательный вид, причем янтарное оформление стен дополнилось колекцией изделий из янтаря работы русских и немецких мастеров.
Климатические условия и печное отопление негативно сказывались на состоянии янтаря, панели комнаты постоянно реставрировались. Хрупкость материала и необходимость очередной реставрации стали основной причиной решения о консервации, а не эвакуации Янтарной комнаты в 1941 году. Янтарные панели были демонтированы немецкой командой по вывозу художественных ценностей и перевезены в Кенигсберг. В 1944 году комната была вновь разобрана, упакована в ящики, после чего потеряна.
В 1983 году начались работы по воссозданию Янтарной комнаты, и спустя 24 года все панно и детали убранства вновь обрели свое место в Царскосельском дворце. Легенда вновь стала осязаемой.
Янтарная комната - уникальное явление в мире мозаики - другого такого произведения искусства просто нет. В одном зале собрано восемь больших вертикальных панно, полностью выполненных из янтаря. Сочетание мозаики, резьбы и вариаций цвета создает необыкновенное впечатление постоянного движения, игры света в золотых линиях и плоскостях. В четырех больших панно установлены флорентийские мозаики на аллегорические темы (одна из них - сохранившаяся с довоенных времен) из полудрагоценных камней. В промежутках между панно - зеркальные пилястры. Янтарные панно размещены и в нижнем ярусе декоративного убранства зала. Особое впечатление производит и угловой столик-полка с одной изогнутой ножкой, также полностью выполненный из янтаря.
Янтарь - застывший солнечный свет, камень солнца и моря. Мозаики из янтаря - украшение любого интерьера, любого стиля, любых художественных идей. И если мозаичное янтарное панно уместно во дворце, великолепием не уступающем Екатерининскому, то камерный предмет с янтарной мозаикой станет изысканным аксессуарам и в городской квартире, и в загородном доме.